На Иртыше завершается навигационный сезон

На Иртыше близится к завершению очередной навигационный сезон. Сегодня из Павлодарского речного порта в путь отправилась последняя в этом году баржа с углем.

Расширить логистику и еще больше нарастить объемы мешает нехватка гарантированных глубин. Самим решить многолетнюю проблему речникам пока не удается, а обещанная программа по развитию единственного сохранившегося в Казахстане речного грузового порта так и не начала работать в полную силу.

Еще немного, еще чуть-чуть и все речные суда встанут на прикол. На Иртыше наступит временное затишье. 26-летние Александр Лохов и Артем Латыпов говорят, в межсезонье заскучают по реке. Они закончили одно речное училище и трудятся на одном корабле. Один — механик, второй стоит за штурвалом.

Артем Латыпов, командир судна «БТМ-636»
— Отработали как бы неплохо, зимой не походишь по реке, просто хочется весны быстрее. Хочется поработать еще, что делать, грустно.

Салауат Темирболат-улы, корреспондент
— Несмотря на то, что навигация на Иртыше практически завершена, работа в Павлодарском речном порту все еще кипит. Сегодня отсюда в Россию уходит последняя в этом году баржа с Майкубеньским углем. Сибиряки очень ждут этот груз, потому что впереди еще предстоит очень долгая и холодная зима.

Уголь, щебень, песок – в Россию павлодарские речники перевезли больше 130 тысяч тонн грузов. Впервые за 10 лет возобновили и перевалку сибирского леса. В Ханты-Мансийск для бурения нефтяных скважин доставили 5 тысяч тонн технической соли. Контроль над безопасностью на реке – самый строгий. Сегодня транспортные инспекторы отправились в финальный рейд, после чего фарватер до весны закроют.

Наталья Этимади, главный специалист отдела областной инспекции транспортного контроля
— Возбуждено 25 административных дел в отношении маломерных судов, но, к счастью, речные суда навигационный период отработали без происшествий.

Объемы перевалок растут, но полностью раскрыть потенциал Иртыша никак не удается. Нет гарантированных глубин для прохождения более мощных судов. И если казахстанская сторона хоть понемногу расчищает русло, то с соседней Омской области России активности не наблюдается. Вопрос нужно решать на межгосударственном уровне.

Толеген Кульжанов, заместитель руководителя Павлодарского речного порта
— Мы пытаемся, мы работаем, конечно, ведем дноуглубительные, днорасширительные, русловыпрямляющие работы. Но все это требует, конечно, комплексной программы со стороны нашего Правительства. Вот тогда мы получим действительно настоящий импульс.

Перевалка грузов по реке наполовину дешевле, чем железнодорожным или автомобильным транспортом. Спрос с каждым годом растет. А вот амбициозные планы по развитию в Павлодаре специального речного логистического центра с выходом на северный морской путь так и остаются нереализованными.

Авторы: Салауат Темирболат-улы и Марат Игликов

Источник: Телеканал «Хабар»